«А эта свадьба, свадьба, свадьба пела и плясала…» А также пила и много кушала, уничтожая результаты труда нескольких искусных поваров, простоявших у плиты не один час. И с нетерпением ожидала главного – момента, когда молодожены начнут резать огромный, безумно красивый и очень вкусный торт. На выбор которого, между прочим, у них ушел не один месяц, впрочем, как и на все остальное – на свадебные приглашения, на выбор колец, на выбор свадебного наряда, будь то покупной или сделанный по индивидуальному заказу или даже прокатный… В общем, безумно тяжелый период. Главное – все это пережить и с честью удалиться на отдых после того, как этот торт наконец-то будет разрезан и роздан гостям.
А как этот ритуал проходил раньше? Это сейчас все культурно и прилично, а в сотом году но нашей эры дела обстояли несколько иначе – в Древнем Риме, например, в это время «церемония свадебного торта» заключалась в том, что римляне швырялись в невесту лепешками. Не очень вежливо, конечно, поэтому со временем невесты и их родственники все-таки сумели смягчить эту процедуру и договорились на том, что лепешки будут просто надламывать над головой невесты, обсыпая ее крошками. Крошки потом надо было собрать и совместно съесть. Кстати, так и появились на свет конфетти – их название происходит от слова «confarreatio», что в переводе означает «съедая вместе» (съедая, в смысле, те самые крошки). Ритуал, как вы знаете, в несколько измененном виде дожил и до наших дней – хлебные крошки были заменены на бумажные кружочки, которыми молодоженов до сих пор обсыпают во всем мире.
В Древнем Египте все было куда более культурно. Там лепешками не бросались, там были настоящие специальные хлеба, которые пеклись только на свадьбу – кексы. Впрочем, несколько позже те же самые кексы появились и в Риме, но были они совсем крошечными и предназначались не для поедания на свадебном застолье, а для принесения в жертву богам.
В Древнем Китае семья жениха перед свадьбой посылала семье невесты четыре пирога. Эти пироги подбрасывались вверх, после чего их нужно было поймать в простыню, натянутую над головой невесты (тоже довольно рискованный для нее обычай), читавшей в это время стихи о замужестве.
В Европе с 17-го века на свадьбу пекли уже два торта – для жениха и для невесты. Жених свой торт резал для мужчин, невеста – для женщин. Особенность торта невесты заключалась в том, что в него запекалось кольцо и гостья, которой это кольцо попадалось, пророчилась скорая свадьба. В торт жениха не запекалось ничего, зато он значительно превосходил невестин по размерам.
Многоярусные торта появились в начале 20-го века. Традиционно ярусов было три, они символизировали обручальное, свадебное кольца и кольцо вечности. Поначалу торт резала невеста, но когда в 30-х годах их начали покрывать королевской глазурью, которая при застывании превращалась в довольно жесткую корку, жениху пришлось ей помогать – оттуда и пошла традиция совместного разрезания.
На Руси свадебная выпечка – это целый ритуал, сложные и богатые традиции, уходящие своими корнями в самые древние времена. Приготовление свадебного каравая всегда было процессом довольно сложным, требующим соблюдения множества обрядовых правил. Например, тесто доверяли готовить только замужней женщине, а выпекать свадебный каравай обязательно должен был мужчина. Украшался он сложными узорами из того же теста и веточками калины. Перед освящением брака молодые касались свежеиспеченного каравая лицами, полагалось при этом немного поплакать. Нарезал его за столом ребенок, а гостей обносил кусками пирога сват. Причем все этапы этого процесса сопровождались непременным пением песен, особых, «каравайных». Даже женщины, которые пели эти песни, назывались «каравайницами». Кстати, каравай был не единственным мучным блюдом – в обязательном порядке на свадебный стол выставлялось еще два больших пирога – курника, причем пеклись они в домах молодоженов по отдельности. Семья жениха старалась для невесты, украшая ее курник цветами, сделанными из теста, что символизировало девчиью красоту, нежность, женственность, а семья невесты – для жениха, они украшали его пирог фигурками людей – символами будущей семьи.